За что дают инвалидность

Организация образовательной деятельности

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам (начального общего, основного общего и среднего общего образования), организация образовательного процесса строится исходя из следующих требований:

— для слабослышащих учащихся, как правило, создаются два отделения (1 отделение — для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение — для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха);

— для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, как правило, создаются два отделения (1 отделение — для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием; 2 отделение — для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи);

— для учащихся с нарушениями зрения допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых учащихся является система Брайля;


— для учащихся с расстройством аутистического спектра:

а) допускается совместное их обучение с учащимися с задержкой психического развития (для учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития), а также совместное обучение по образовательным программам с учащимися с умственной отсталостью (для учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью) (не более одного ребенка в один класс);

б) на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение;

в) на групповых занятиях учащихся с расстройствами аутистического спектра требуется присутствие воспитателя (тьютора);

г) организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей;

— для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Образовательный процесс. Реализация образовательных программ.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детский сад ГБДОУ № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга стал победителем II Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России – 2015» в номинации «Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику».Опыт работы детского сада представлен на сайте http://ds83fr-spb.caduk.ru/

Вопросы для тестового контроля

1. Каким документом установлены права инвалидов во всем мире:

— Конституция РФ

— Конвенция о правах инвалидов (правильный ответ)

— Всеобщая декларация прав человека

2. Разумное приспособление

— это обязанность предоставлять инвалидам возможность пользоваться на вокзалах залом повышенной комфортности для официальных делегаций

— это обязанность приспособить для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности помещения организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. (правильный ответ)

— это обязанность для обеспечения доступности инвалидов полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры

3. Инвалидом в российском правовом поле считают в соответствие с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ

-лицо, у которого выявлено тяжелое заболевание

-лицо, которое имеет определенные проблемы жизнедеятельности

-лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (правильный ответ)

4. Информация на «ясном языке» (или «легкое чтение») направлена на облегчение понимания информации

-для лиц с нарушениями зрения

-для лиц с нарушениями слуха

-для лиц с нарушениями умственного развития (правильный ответ)

5. К кому работник огранизации должен направить свое обращение при

разговоре с инвалидом

— к сурдопереводчику

— к инвалиду (правильный ответ)

— к сопровождающему лицу

6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит,

необходимо

— громко крикнуть

— хлопнуть в ладоши

— помахать рукой человеку или похлопать по плечу (правильный ответ)

7. Входит ли организация сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, по территории объекта в комплекс мер по созданию доступности?

— Да (правильный ответ)

— Нет

8. Размер административного штрафа на юридических лиц за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур составляет:

— от 2 до 3 тысяч рублей

— от 20 до 30 тысяч рублей (правильный ответ)

— от 200 до 300 тысяч рублей

9. Какими специальными знаками должна быть обозначена контрастная маркировка для всех потенциально опасных препятствий на пути следования людей с нарушениями зрения

— белыми кругами на черном фоне

— желтыми полосами или кругами (правильный ответ)

— красными треугольниками

10. В многоквартирных домах и зданиях общественного пользования с большим количеством этажей преимущественно устанавливаются

— вертикальные подъемники или лифтовые установки (правильный ответ)

— мобильные лестничные подъемники

— наклонные подъемники

11.Муниципальные услуги оказываются

-федеральными органами исполнительной власти и МФЦ

-органами местного самоуправления

-органами местного самоуправления и МФЦ (правильный ответ)

12.Государственные услуги по принципу «одного окна» предоставляются

-органами местного самоуправления

-органами государственных внебюджетных фондов

-многофункциональными центрами (правильный ответ)

13. Что из перечисленного не входит в содержание критерия доступности для инвалидов зданий и сооружений через изложение ряда соответствующих ему требований (п. 5.2 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99)

-возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (правильный ответ)

-возможности беспрепятственно достигнуть места обслуживания и воспользоваться предоставленным обслуживанием

-беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам

-возможности своевременно воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания

14. Цветовые решения внутренней отделки помещений медицинских учреждений, адаптированных к особенностям зрения и психофизиологии инвалидов, должны преимущественно содержать

— голубой, зеленый и красный цвета

— красный, красно-оранжевый цвета

— желтый, желто-зеленый, оранжево-желтый цвета (правильный ответ)

15. Расположение бюро медико-социальной экспертизы выше первого этажа

— допускается

— допускается при наличии в здании специально оборудованного лифта или подъемника для инвалидов и иных маломобильных групп населения (правильный ответ)

— не допускается

16. Время ожидания в очереди в бюро медико-социальной экспертизы

— не должно превышать 15 минут (правильный ответ)

— не должно превышать 30 минут

-не установлено

17. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться

-только фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума

-только фамилия, имя и отчество избирателя, а также причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования

-только фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, а также адрес его места жительства

-фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства, а также причина, по которой он не может прибыть в помещение для голосования (правильный ответ)

18. Подача заявлений (устных обращений) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования допускается

-не ранее чем за месяц до дня голосования, но не позднее чем за неделю до дня голосования

-не ранее чем за две недели до дня голосования, но не позднее чем за день до голосования

-не ранее чем за 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования (правильный ответ)

-не ранее чем за 5 дней до дня голосования, но не позднее чем за три часа до окончания времени голосования

19. В аэропорту инвалидам предоставляются следующие бесплатные услуги

— сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (правильный ответ)

-горячее питание в период ожидания посадки на самолет

-услуги интернет-кафе

20. Для удобства пребывания и передвижения инвалидов вокзалы должны быть оборудованы

-пандусами,

-грузопассажирскими лифтами для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами,

-местами для инвалидных колясок в зале ожидания,

-специальными столиками в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок,

-специальными кабинами в общественных туалетах,

-всем (правильный ответ)

21. На какие органы и/или организации возлагается обязанность обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного пользования средствами связи и информации

— на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации

— на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления

— на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от организационно-правовых форм (правильный ответ)

22. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи включают

— оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля

— обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи в целях пользования общедоступными услугами связи

— доведение работниками оператора связи информации об услугах

связи до инвалидов иными доступными им способами

— все перечисленное (правильный ответ)

23. Предусматривается ли выделение специальных мест для личного транспорта инвалидов и других маломобильных групп населения при предприятиях розничной торговли и организациях общественного питания

— да (правильный ответ)

— нет

— только в населенных пунктах с численностью населения не менее 600 тыс.

24. Верно ли утверждение о том, что обслуживание инвалидов и других маломобильных групп обеспечивается только в организациях общественного питания, имеющих в штате официантов.

— верно

-не верно (правильный ответ)

— только в тех организациях общественного питания, где есть официант и соблюдены нормативы площади обеденных залов из расчета не менее 3 кв.м. на место

25. Каким из нижеперечисленных требований должны отвечать доступные для инвалидов входные двери

— наружные двери не могут иметь пороги

— на путях движения инвалидов не рекомендуется применять распашные двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» или «закрыто» с доводчиком

— входные двери, доступные для инвалидов, должны быть хорошо опознаваемы и иметь символ, указывающий на их доступность (правильный ответ)

26. Какая из нижеперечисленных мер является специальной мерой по обеспечению доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата получения услуг в организациях жилищно-коммунальных услуг

— адаптация официальных сайтов в сети Интернет с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG)

— оборудованием мест повышенного удобства с дополнительным местом впереди или сбоку для собаки-поводыря или устройства для передвижения, например, костылей в местах ожидания и местах приема граждан в организации (правильный ответ)

— выпуск альтернативных форматов печатных материалов (например, крупный шрифт или аудиофайлы)

27. В читальном зале библиотеки образовательных организаций следует предусматривать

-размещение инвалидов с нарушением зрения и передвигающихся на креслах-колясках совместно с другими читателями

— размещение инвалидов с нарушением зрения и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках в отдельном специальном месте

— размещение инвалидов с нарушением зрения в специальной зоне отдельно от инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках (правильный ответ)

28. Внестационарное библиотечное обслуживание

— разрешается только в отношении инвалидов по зрению

— допускается по согласованию с общественными объединениями инвалидов только в том случае, если библиотеки не могут обеспечить стационарное обслуживание

— все пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через внестационарные формы обслуживания (правильный ответ)

— такая форма обслуживания инвалидов законодательством не предусмотрена

29. Организации социального обслуживания должны обеспечить допуск к инвалидам, нуждающимся в соответствующей помощи

— тифлосурдопереводчика,

-сурдопереводчика

-собак-проводников

-всех (правильный ответ)

30. Ширина пути движения на участке дома-интерната при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна составлять

-не менее 1, 1 метра

-не менее 2, 3 метра

-не менее 1,8 метра (правильный ответ)

31. Специальные условия для получения общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – это условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

-использование специальных образовательных программ и методов обучения (правильный ответ)

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (правильный ответ)

-предоставление особого режима питания и отдыха для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

-обеспечение постоянного медицинского наблюдения в процессе обучения

-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (правильный ответ)

32. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

-может быть организовано совместно с другими детьми, в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях (правильный ответ)

-может осуществляться только в отдельных группах или отдельных образовательных организациях

-может быть организовано только в медицинских организациях, осуществляющих обучение

33. Имеют ли инвалиды право преимущественного приема для обучения по программе магистратуры

-нет (правильный ответ)

-да

34. Обязан ли инвалид при поступлении на обучение в образовательную организацию, в заявлении о приеме указывать сведения о необходимости создания для него специальных условий при проведении вступительных испытаний, а также представлять документ, подтверждающий инвалидность

-да (правильный ответ)

-нет

-обязан указывать только сведения о необходимости создания для него специальных условий при проведении вступительных испытаний

-такие сведения запрашивает образовательная организация

35. В целях обеспечения доступности для инвалидов физкультуры и спорта на придомовой территории рекомендовано

-создавать специальные спортивные объекты для инвалидов

-физкультурно-спортивные сооружения, используемые на придомовой территории, обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами

(правильный ответ)

-не использовать придомовые территории для занятий инвалидами физкультурой и спортом в целях предотвращения травматизма

36. Сколько должно быть выделено мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов около зданий, сооружений, в которых расположены физкультурно-спортивные организации

-решается по усмотрению собственника зданий, сооружений, обязательных требований не предусмотрено

-количество мест определяется общественным объединением инвалидов, которое выиграло конкурс по транспортному обслуживанию инвалидов, проводимый органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за социальную поддержку инвалидов

-не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) (правильный ответ)

-не менее 10 мест

37. Могут ли осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаться к работе без их желанию

-да

-нет (правильный ответ)

38. Могут ли осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, содержаться на строгом режиме

-да

-нет (правильный ответ)

Список рекомендуемой литературы

1. Владимирова О.Н. Современная модель обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в свете биопсихосоциальной концепции инвалидности МКФ: Актовая речь на расширенном заседании Учёного совета института 26 декабря 2013 года / Под ред. В.Г. Помникова, М.В. Коробова. – СПб.: СПБИУВЭК, 2014. – 40 с.

2. К независимой жизни: пособие для инвалидов» // М.: РООИ «Перспектива», 2001

3. Коробов, М.В. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: основные положения: учебно — методическое пособие / М. В. Коробов. — СПб. : СПбИУВЭК, 2011. — 35 с.

4. Коробов, М.В. МКФ. Классификация категорий активности и участия: учебно-методическое пособие / М.В. Коробов. — СПб. : СПбИУВЭК, 2011. — 31 с.

5. Коробов, М.В. МКФ. Классификация факторов окружающей среды: учебно-методическое пособие / М. В. Коробов. — СПб. : СПбИУВЭК, 2011. — 31 с.

6. Коробов, М.В. МКФ. Классификация функций и структур организма: учебно-методическое пособие / М. В. Коробов. — СПб. : СПбИУВЭК, 2011. — 34 с.

7. Прудинник Татьяна. Как правильно вести себя с инвалидом, ttp://www.ihnterfax.by/article/56700

8. Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология в социальной работе»/ Е.Н.Поддубная. // М.:Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова, 2014. – 108с.

9. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации./под ред. М.В.Коробова, В.Г.Помникова. – СПб.:Гиппократ, 2010. – 1032с.

10. Этика и деонтология в практической деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, тактика бесконфликтного поведения / Морозова Е.В., Дымочка М.А., Козлов С.И., Жукова Е.В., Сивухина М.В., под ред. Морозовой Е.В.// Методическое пособие – М.: Минтруд России. — 2013.- 144 с.

Из выступления на встрече с представителями общественных организаций инвалидов. www.vesti.ru, 25.06.2009

Ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

П. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95.

Приказ Минтруда РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 ноября 2010 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность. Методическое пособие».

Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Подробно вопросы профессиональной этики специалистов медико-социальной экспертизы рассматриваются в кн. Этика и деонтология в практической деятельности специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, тактика бесконфликтного поведения / Морозова Е.В., Дымочка М.А., Козлов С.И., Жукова Е.В., Сивухина М.В., под ред. Морозовой Е.В.// Методическое пособие – М.: Минтруд России. — 2013.- 144 с.

утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 14.02.2012 N 120.

утвержден Приказом Минтруда России от 31.12.2013 № 792.

утвержден Приказом Минтруда России от 1.09.2014 № 596.

Рабочая программа учебной дисциплины «Деонтология в социальной работе»/ Е.Н.Поддубная. // М.:Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И.Евдокимова, 2014. – 108с.

К независимой жизни: пособие для инвалидов» // М.: РООИ «Перспектива», 2001.

Сформулированы Норманом Кюнком

«10 общих правил этикета» составлены Карен Мейер

Татьяна Прудинник. Как правильно вести себя с инвалидом, http://www.interfax.by/article/56700 .

Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 23); Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС (п. 4.8, 4.10).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 23); Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС (п. 4.8, 4.10).

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 23); Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605; Свод правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС (п. 4.7, 4.10, 4.13).

Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 25, 26, 27, 29).

Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Инвалидность при ХПН (хронической почечной недостаточности)

Одной из многих причин получения инвалидности – это диагноз «хроническая почечная недостаточность» (ХПН). Это достаточно редкое заболевание, имеющее ряд причин. Например, поликистоз почек, нефросклероз диабетического характера и другие.

Как правило, ХПН вызывает ряд побочных заболеваний: ретинопатию, стоматиты, перикардит, остеопороз, миопатию и другие.

Методика лечения данного заболевания имеет комплексный характер и направлена не только на устранение основного заболевания, но и побочных. На более серьезных стадиях пациенты с ХПН проходят процедуру диализа, а при показаниях — претерпевают пересадку почки.

Хроническая почечная недостаточность классифицирована по трем стадиям и формам:

  • обратимая;
  • стабильная;
  • прогрессирующая.

По названию стадий:

  • латентная;
  • азотемическая (начальная);
  • уремическая (терминальная).

Эти классификационные единицы определяются по лабораторным критериям, определяющим уровень и фильтрацию креатинина.

Согласно данной классификации медицинская экспертная комиссия и определяет степень трудоспособности, необходимость в инвалидности и методы реабилитации больного.

Больного ХПН признают трудоспособным, если у него латентная или азотемическая (начальная) стадии заболевания, но при условии, что у него отсутствуют осложнения и значительные признаки уремии. Больным данной категории назначается комплексное лечение, и они могут работать в особо созданных или несложных местах.

Направление на МСЭ

На медицинскую комиссию направляются:

  1. Больные ХПН, с терминальной стадией заболевания, которая характеризуется следующим показателем: уровень сывороточного креатинина больше 0,45 в ммоль/л, а клубочковая фильтрация не выше 20% от стандартной сохраняются более трех мес.) Эта категория больных ХПН имеет диализ, у них почка пересажена;
  2. Больные ХПН, у которых латентная и начальная стадии, а также присутствуют противопоказания к определенной трудовой деятельности.

Запрещенные виды трудовой деятельности при ХПН

Трудовая деятельность, которая запрещена трудоспособным больным ХПН:

  1. Конвейерные работы;
  2. Работы в напряжении и положении стоя;
  3. Работа в тяжёлых и вредных условиях: повышенное содержание пыли или дыма в воздухе, высокая влажность, продуваемость помещения (сквозняки);
  4. Работы, сопряжённые с токсическими веществами (лакокрасочные изделия и другие);
  5. Ненормированные виды работы;
  6. Работы, связанные с большим нервным напряжением.

Больным, направленным на врачебную комиссию, в случае положительного результата присваиваются одна из групп инвалидности, также по специальной инструкции.

Группы инвалидности при ХПН

Третью группу инвалидности могут получить больные ХПН, у которых:

  1. Латентная или начальная стадии, отсутствуют тяжкие осложнения данного заболевания. Среди осложнений: белковоэнергетическая недостаточность второй степени, острое воспаление мочевыводящих путей, нефротический синдром, сопровождающихся отёками);
  2. Небольшие нарушения функционирования внутренних органов;
  3. Противопоказания по определённым условиям труда;

При этом определяют 1 степень в способности передвигаться, обслуживать себя самостоятельно и трудиться.

Вторую группу по ХПН получают те больные, у которых:

  1. Терминальная стадия болезни;
  2. Не выявлены прогрессивные уремия и азотемия на фоне диализа, либо пересадки почки на протяжении 1-2 лет;
  3. Нарушено функционирование внутренних органов и систем жизнедеятельности организма;
  4. Не выявлен диализ, тяжёлые осложнения, которые сопровождают уремию;
  5. Отсутствие нефротрансплантации.

Данной категории больных определяют 2 степень возможности передвигаться, обслуживать себя самостоятельно и трудиться. В ряде случаев некоторым пациентам этой категории рекомендуют работать в специально созданных трудовых условиях.

Первую группу по ХПН получают те, у которых:

  1. Терминальная стадия ХПН;
  2. Очень тяжелые нарушения функционирования систем жизнедеятельности организма и внутренних органов;
  3. Развитие в тяжелой степени осложнений уремии, диализа, нефротрансплантации;
  4. Прогрессирование уремии, азотемии на фоне нефротрансплантации и процедуры диализа.

Данной категории пациентов определяют третью степень в таких функциях, как передвижение, обслуживание себя самостоятельно и возможность трудиться.

Таким инвалидам необходима непрекращающаяся дополнительная помощь в быту на протяжении более чем 50% дня.

Оформление инвалидности при ХПН

Процедура оформления группы инвалидности в целом стандартна. Лечащий врач направляет на медицинское обследование. Кроме общепринятых анализов больному необходим специальный минимум лабораторных и иных исследований.

  • Если пациент проходит процедуру диализа: показатели (биохемические) адекватности (альбумин и гемоглобин крови, Kt/V, уровень мочевины и крови до и после процедуры диализа; калий, кальций, фосфор до и после диализа), рентгенологическое исследование костной системы.
  • После нефротранспланталогии: имуннограмма, показатели функционирования чужеродного органа, его узи; уровень концентрации сандиммуна.

С пакетом документов претендент на инвалидность по ХПН посещает комиссию, которая после осмотра больного и изучения представленных документов выносит решение о присвоении или отказе в инвалидности.

В случае положительного результата пациенту выдаётся справка об инвалидности, согласно которой он приобретает статус гражданина, пользующегося льготами и получающего пенсию (трудовую или социальную). Льготы оформляются в отделах социальной защиты, а начислением пенсий занимаются отделы Пенсионного фонда РФ.

Больным ХПН необходимы реабилитационные меры, которые направлены на адаптацию к новому формату жизни в быту, общении и так далее. Реабилитационная программа составляется совместно с лечащим врачом.

Больные обеспечиваются продуктами питания, поскольку они должны соблюдать строгую диету, им выделяются бытовые предметы первой необходимости, лекарственные препараты, если есть в том нужда, то бесплатно выдают кресло-каталку. Процедура, заменяющая функции почек (диализ) также предоставляется бесплатно.

Больным начальной стадией ХПН организуют трудоустройство, переобучение в профессии. Больным ХПН терминальной стадии организуется надомный уход.

В случае серьезного нарушения функционирования организма гражданин Российской Федерации признается инвалидом. Причем иногда люди не подозревают, что имеют право на льготы и преференции, обусловленные наличием группы. Ведь третья категория присваивается при наличии изменений, позволяющих вести практически нормальную жизнь.

На законодательном уровне утвержден перечень заболеваний для получения инвалидности. Именно на него ориентируются доктора и работники медико-социальной экспертизы.

Реестр диагнозов для назначения инвалидности

Приказом №1024 Минтруд утвердил критерии для назначения гражданам инвалидной группы. Данный документ не является исчерпывающим. Это означает, что реестр конкретных недугов может быть расширен, если у пациента обнаружат иные стойкие расстройства функций.

В основной перечень по состоянию на 2019 год включены такие недуги:

Система организма Заболевание
Дыхательная Астма
Трансплантация легкого
Саркодиоз
Туберкулез
Кровеносная Гипертензия
Стенокардия
Ишемия сердца
Аневризма
Внедрение имплантатов
Аритмия
Атеросклероз
Пищеварительная Дефект лицевой кости или челюсти
Язвенная болезнь
Колиты и энтериты
Холецистит
Хронический гепатит или панкреатит
Мочеполовая Пиелонефрит
Недостаточность почек
Отсутствие почки
Половые недуги
Мочекаменная болезнь
Иммунная Анемии
Агранулоцитоз
Трансплантация тканей или органов
Патология свертываемости крови
Гемофилия
Иммунодефицит
ВИЧ
Соединительные ткани Артриты
Красная волчанка
Склероз
Центральная нервная Мигрени
Травмы и контузии головы
Рассеянный склероз
ДЦП
Недуг Паркинсона
Травмы спинного мозга
Психическая Аутизм
Синдром Аспергера
Умственная отсталость
Шизофрения
Глаза Сужение полей зрения
Скотомы
Ухо Отсутствие слуха
Слепоглухота
Трахеостома
Эндокринная Гипотиреоз
Диабет, недуги надпочечников
Гопопаратериоз
Кожный покров Пиодермия
Дерматит
Экзема
Псориаз
Мышечная Карликовость
Травмы позвоночника
Патологии (отсутствие) конечностей
Онкология Злокачественные опухоли
Лейкемия
Лейкоз и лимфома

Внимание: приведены самые часто используемые диагнозы. Полный перечень значительно шире. Скачать для просмотра и печати:

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан…»

Список диагнозов для получения первой группы

Первая категория инвалидности присваивается людям со стойкими нарушениями функционала. Причем доктора не исследуют отдельно причину такового состояния. Для получения данной категории критичны такие факторы:

  • невозможность обходиться в быту без сторонней помощи;
  • необходимость постоянной медицинской поддержки.

К расстройствам, дающим право на первую группу, относятся такие:

  • полный паралич органов движения;
  • слепота или глухота;
  • сложные нервные расстройства;
  • деформация рук или ног;
  • непреодолимая дисфункция какого-то внутреннего органа.

Подсказка: первая категория означает, что инвалид практически не может себя обслуживать без помощи родных или соцработников.

Реестр недугов для получения второй категории

При проведении обследования пациента работники медико-социальной экспертизы ориентируются на приведенный выше список недугов. Однако решение принимают исходя из степени поражения претендента на льготы. Поэтому при одном и том же заболевании разным людям могут быть установлены отличные инвалидные группы.

Вторая категория по критериям характеризуется такими дисфункциями организма, которые:

  • демонстрируют утрату способности работать и учиться до 80%;
  • требуют постоянного медицинского сопровождения;
  • не подлежат быстрому восстановлению.

Подсказка: вторая категория, как и первая, является нерабочей. Инвалид освобождается от обязательного участия в трудовой деятельности и получает определенное содержание от государства.

Недуги, являющиеся основанием для выдачи справки, таковы:

  • частичная (до 80%) потеря слуха или зрения;
  • паралич (прогрессирующий);
  • стойкая дисфункция внутренних органов;
  • нервные (психические) расстройства;
  • недостаточность сердца или почек;
  • нарушение работы печени, желудка, кишечника;
  • физические аномалии.

Внимание: инвалид обязан проходить переосвидетельствование ежегодно.

Список недугов для получения третьей группы

Третья ступень признается самой легкой. Такая инвалидность назначается людям, способным к труду и взаимодействую со средой практически на уровне здоровых. Однако повседневная деятельность их затруднена состоянием организма. Его дисфункция варьируется на уровне 40-60%.

Такая группа, как правило, присваивается при таких заболеваниях:

  • слепота одного глаза или хронический птоз;
  • начальная стадия злокачественной опухоли;
  • глухота;
  • диабет с осложнениями;
  • дефекты:
    • челюстной кости;
    • черепа;
    • лица (не подлежащие коррекции);
  • нестабильность двигательной функции, в том числе, паралич кисти или стопы;
  • травмирование головного мозга путем внедрения в него инородного тела;
  • установка имплантата в область сердечной мышцы;
  • ампутация пальцев или всей кисти;
  • отсутствие одного из парных органов (легкого, почки и т. д.).

Внимание: при наличии перечисленных заболеваний, приводящих к более серьезным изменениям в организме, устанавливается иная категория инвалидности.

При каких обстоятельствах присваивается детская группа

Состояние здоровья малолетних отслеживается с момента появления на свет. При определенных недугах ребенка могут признать инвалидом. Это происходит, если состояние его организма мешает нормально:

  • развиваться;
  • обучаться;
  • взаимодействовать со средой и социумом.

Заболевания возникают по различным причинам. Выделяют врожденные (внутриутробные) и приобретенные. На решение МСЭ причины дисфункций не влияют. Комиссия проводит анализ состояния здоровья и вероятность излечения. По результатам принимается решение о предоставлении справки об инвалидности.

Заболевания, являющиеся основанием для назначения инвалидности малолетнему пациенту в 2018 году, таковы:

  • умственная отсталость;
  • нарушение умственного и физического развития;
  • расстройство психики;
  • нарушение функций органов:
    • слуха;
    • зрения;
    • эндокринных;
  • внешние уродства, не поддающиеся коррекции;
  • дисфункция обменных процессов;
  • нарушение двигательной реакции;
  • иное.

Внимание: малолетнему пациенту может быть выдана бессрочная справка. В этом случае не требуется регулярного переосвидетельствования.

Перечень нарушений, при которых устанавливается группа ребенку, довольно широк. В него входят практически все недуги из первого списка. Более конкретно в ситуации должен разобраться лечащий доктор. А в обязанности родителей входит регулярное посещение педиатра с целью недопущения развития негативных процессов в организме малыша.

Бессрочная справка

В определенных ситуациях инвалидам отменяется переосвидетельствование. Орган МСЭ выдает справку о пожизненной инвалидности. Таковое возможно при следующих диагнозах:

  • онкологические заболевания с метастазами;
  • неоперабельные новообразования в мозге (головном и спинном), приводящие к нарушениям работы органов и систем;
  • слепота, глухота, слепоглухота, не поддающиеся излечению;
  • ампутации рук, ног, важных суставов;
  • деформации конечностей, которые невозможно исправить;
  • слабоумие;
  • дегенеративные состояния коры головного мозга;
  • прогрессирующие патологии;
  • недуги центральной нервной системы;
  • хромосомные аномалии (включая синдром Дауна);
  • детский церебральный паралич;
  • шизофрения;
  • цирроз печени и др.

Подсказка: бессрочная справка до апреля 2018 г. выдавалась в течение двух лет с даты первичного определения нарушений. В апреле этого года вышло новое Постановление Правительства РФ, согласно которому бессрочность инвалидности может быть подтверждена при первичном медосвидетельствовании. В том числе у детей, включая заочную форму МСЭ.

Полный реестр нарушений приведен в правительственном постановлении № 247 от 07.04.2008 г. Кроме того, документ содержит перечень критериев для назначения пожизненной группы. Следует знать, что на послабление в этом вопросе могут рассчитывать:

  • пенсионеры и граждане предпенсионного возраста;
  • несовершеннолетние пациенты;
  • военнослужащие, пострадавшие во время войсковых операций.

Скачать для просмотра и печати:

Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»

Порядок оформления справки

Справка инвалиду выдается специализированным госорганом — медико-социальной экспертизой (МСЭ). Обращению в организацию предшествует:

  • лечение в обычной клинике по месту регистрации;
  • проведение мероприятий по подготовке документации.

Внимание: МСЭ выезжает по месту жительства пациента, если последний не в состоянии посетить госорган.

Алгоритм обращения за справкой таков:

  • Обратиться к профильному доктору с жалобами. Получить рекомендации и пройти курс лечения.
  • Если медикаменты и процедуры не дали результатов, то инициировать обращение в МСЭ.

Важно: направление дает поликлиника, к которой приписан человек.

  • Лечащий доктор, получив обращение пациента, назначает исследование его организма:
    • обследование профильными специалистами;
    • комплекс анализов, соответствующих клинической картине.
  • Претенденты обязаны исполнить все предписания и получить результаты.
  • Все документы собирает лечащий эскулап. Он же выдает окончательное заключение.
  • Ходатайство рассматривается коллегиальным органом, созданным в каждой клинике. Если доктора решат, что пациент — потенциальный инвалид, то его направляют в экспертизу.
  • В поликлинике формируется пакет документов. К нему прилагается сопроводительное письмо-ходатайство. Документ подписывается главным врачом.
  • Пакет по почте направляется в госорган МСЭ.

Важно: обследование назначается на дату, исчисляемую с момента получения пакета. Пациента специалисты должны осмотреть в течение тридцати дней.

Работа медико-социальной экспертизы

В обязанности госоргана входит подтверждение окончательного диагноза и выдача заветной справки о группе. Решение принимается только после изучения всех нюансов ситуации. Для претендента это означает следующее:

  1. Его документы подвергнутся тщательной проверке. Каждая справка будет исследована на предмет достоверности.
  2. Госслужащие проведут анализ правильности:
    • постановки диагноза;
    • назначения лечения;
    • применения медикаментов.
  3. Пациента пригласят на собеседование. В его ходе:
    • проводится визуальный осмотр;
    • выясняется социальное положение человека, в том числе семейное.
  4. Экспертизе, вероятно, потребуется акт обследования жилищно-бытовых условий. Его делают соцработники.

По окончании всех положенных мероприятий комиссионно принимается решение. Оно может быть:

  • положительным — установление конкретной группы;
  • отрицательным, если достаточных оснований не нашлось.

На руки претенденту выдается справка. В бумаге указывается:

  • категория инвалидности;
  • степень нетрудоспособности;
  • дата переосвидетельствования.

Важно: нельзя пропускать следующего обследования, так как инвалидность отменяется автоматически. А это приводит к остановке предоставления соответствующих льгот и выплат.

Важная информация

Недуги делятся на редкие и распространенные. Приведем ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, касательно второй категории заболеваний:

  1. Межпозвоночная грыжа дает основание для получения льгот. Однако направляют в экспертизу пациента только после длительного лечения. И то в том случае, если оно не показывает положительной динамики.
  2. Сахарный диабет напрямую включен в перечень Минздравсоцразвития. При наличии такого нарушения обменных процессов следует смело обращаться за направлением. Категорию нетрудоспособности определят в экспертизе.
  3. Последствия инсульта также приводят к тому, что больной признается инвалидом. По статистике, восстанавливается только один человек из пяти. Все остальные становятся льготниками.
  4. Проблемы со зрением — это особый случай. При обследовании доктора выясняю возможность восстановления. А она зависит от причин падения зрения. Поэтому таковой недуг разбирается индивидуально. Если излечение, в том числе путем хирургического вмешательства, невозможно, то дается группа.