Ст 72 УК

1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.

2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

3. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются из расчета один день за один день.

5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Комментарий к Ст. 72 УК РФ

1. В ряде статей УК, регламентирующих применение видов наказаний с указанием их сроков (ст. ст. 47, 50, 51, 53 — 56), исчисление их производится в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах. В этих случаях следует иметь в виду, что указание в санкции статьи наказания до определенного количества лет, например до пяти лет лишения свободы, дает право суду назначить наказание как целыми годами, так и годами с месяцами (например, три года и шесть месяцев). Если в санкции статьи указан определенный диапазон вида наказания (ч. 2 ст. 117 УК — лишение свободы на срок от трех до семи лет), то наказание может быть назначено как в месяцах, так и в годах, в том числе с месяцами.

2. Назначение наказания в целых годах предполагает окончание срока наказания в последний день истекающего года, при этом год берется не календарный (с 1 января по 31 декабря), а в рамках начала и конца срока отбывания наказания. Например, назначенное наказание сроком в три года лишения свободы, срок отбывания которого начался 20 июля 2010 г., заканчивается 19 июля 2013 г. Если срок наказания назначен в месяцах, то окончание срока падает на последний день месяца, исходя из начала и окончания срока наказания. При исчислении сроков наказания в месяцах не имеет значения количество дней в месяце (наказание в два месяца исправительных работ, начало которого падает на 1 февраля 2011 г., будет считаться отбытым 31 марта 2011 г., а наказание в три месяца — 30 апреля 2011 г.).

3. Исчисление сроков наказания в днях допускается лишь в трех случаях: а) когда при совокупности преступлений или совокупности приговоров приводятся в соответствие к лишению свободы виды наказаний, указанные в ч. 1 ст. 71 УК; б) когда происходит зачет времени содержания лица под стражей до судебного разбирательства в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи; в) когда заменяются одни виды наказания другими в случае злостного уклонения от отбывания назначенного судом наказания (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 3 ст. 50, ч. 4 ст. 53, ч. 1 ст. 54 УК). При замене наказания или сложении наказаний с учетом положения ч. 1 ст. 71 УК 240 часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, принудительных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

4. Начало срока отбывания наказания, как правило, указывается в резолютивной части приговора (при лишении свободы, аресте), однако это делается не всегда. Если виновному назначается наказание в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения по военной службе, ограничения свободы, то срок отбывания наказания определяется с момента фактического отбытия наказания при осуществлении контроля специально созданными подразделениями при органах внутренних дел или органах самоуправления. Например, началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу (ч. 2 ст. 42 УИК).

5. Зачету в срок отбывания наказания подлежат время содержания лица под стражей и время отбывания лишения свободы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 УК.

В странах СНГ этот вопрос решается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой в г. Минске 22 января 1993 г. и вступившей в действие для Российской Федерации с 10 декабря 1994 г. , в странах дальнего зарубежья — на основании международных договоров и соглашений. В указанных случаях зачет времени содержания под стражей и времени отбывания лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, производится из расчета один день за один день вне зависимости от того, какой вид режима исправительной колонии назначается осужденному.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Конституционный Суд РФ по этому вопросу высказал следующую правовую позицию. Конституция, закрепляя в ст. 22 право каждого на свободу и личную неприкосновенность, устанавливает единые гарантии этого права при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей. Аналогичный подход получил отражение в УК, который использует единый временной масштаб при исчислении срока лишения свободы, независимо от того, применяется оно в качестве меры пресечения или наказания: время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день (ч. 3 комментируемой статьи). При этом федеральный законодатель не проводит (и не обязан проводить) дифференциацию порядка зачета сроков содержания под стражей в зависимости от видов исправительных учреждений, определяемых судом при назначении наказания в виде лишения свободы. По смыслу положений ст. 130 УИК во взаимосвязи с положениями комментируемой статьи, время содержания под стражей в качестве меры пресечения во всяком случае подлежит зачету при определении общего срока назначенного судом наказания. Такой подход корреспондирует международным стандартам, согласно которым предварительное заключение не должно применяться, если предполагаемому правонарушению не соответствует наказание в виде лишения свободы, а при вынесении приговора срок, проведенный в предварительном заключении, следует или засчитывать в установленный приговором срок наказания, или принимать во внимание с целью сокращения срока наказания (Постановление КС РФ от 27.02.2003 N 1-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 130 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Л. Верещака, В.М. Гладкова, И.В. Голышева и К.П. Данилова» ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 10. 953.

Вопрос о возможности зачета времени содержания под стражей в качестве меры пресечения в других пропорциях также рассматривался Конституционным Судом РФ (см. Определение КС РФ от 16.04.2009 N 564-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузьмицкого Саяна Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 30, 35, 56, 58, 66, 72, 159 и 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

6. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве наказания исправительных работ, оно освобождается от отбывания наказания, если при перерасчете наказание окажется уже отбытым. Например, лицу, содержавшемуся под стражей четыре месяца, назначено наказание в виде одного года исправительных работ. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Например, окружным военным судом С. был осужден к штрафу в размере 250 тыс. руб. Суд надзорной инстанции снизил размер штрафа до 150 тыс. руб., поскольку с 30 сентября 2005 г. по 15 марта 2006 г. С. содержался под стражей. В соответствии с ч. 5 ст. 72 УК при назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного наказания в виде штрафа суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания. Судом первой инстанции эти положения уголовного закона не были выполнены .
———————————
Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007.

Возобновить рассмотрение проекта, внести в законопроект «О внесении изменений в статью 72 УК РФ» строгий режим.

На сегодняшний день, согласно ответа депутата ГД РФ Павла Крашенинникова, вопрос о включении рассмотрения законопроекта Государственной Думой о перезачете отложен до осенней сессии.

НАПОМНИМ:

В Государственной думе РФ проходило чтение законопроекта «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» по вопросу зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы, облегчающую участь осужденных. Депутаты разных фракций, в том числе председатель комитета Павел Крашенинников и зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн (оба — » Единая Россия»), предложили засчитывать один день в следственном изоляторе (СИЗО) за полтора дня в колонии общего режима и два — в колонии-поселении, однако на осужденных содержащихся по приговору суда в колониях строго режима данный проект не распространяется.

Однако, о осужденных содержащихся в СИЗО, по приговору суда направленных отбывать наказание в колонию строго режима изменения не предполагаются, а ведь такие заключенные содержатся в СИЗО, где условия противоположны условиям к ИК строгого и общего режима свыше 1,5 лет, а условия и ПВР в колонии строго и общего режима одинаковые.

Условия содержания в СИЗО являются жесткими и негуманными.

Считаем необходимым применить изменения и для осужденных по приговору суда в колонию строгого режима.

Требуем ВОЗОБНОВИТЬ рассмотрение проекта и ВНЕСТИ изменения в законопроект «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» по вопросу зачета времени содержания лица под стражей с момента ареста и до прибытия в места лишения свободы в срок отбывания наказания в виде лишения свободы:

— Зачесть один день в следственном изоляторе за полтора дня в колонии строго режима. (Зачесть один день в СИЗО, ИВС и период этапирования осужденного в места лишения свободы за полтора дня в колонии строго режима)

Такое зачтение приведет к гуманизации и социальной реабилитации осужденных в целом.

Данные изменения покажут, что гуманизация системы, коснулась всех осужденных, которые повысят доверие к исполнительной власти и исправлению данных лиц.

В исправительных колониях общего и строгого режима установлено три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, строгие.

На обычных условиях осужденные проживают в общежитиях, которые представляет собой незапираемые помещения, включающие спальные комнаты; из коридоров имеются входы в туалетные комнаты, умывальные, помещения для хранения личных вещей осужденных. В общежитиях оборудованы также комнаты отдыха, где обычно находится телевизор, стулья и столы, за которыми осужденные могут читать, писать письма, играть в настольные игры, просто отдыхать. В общежитиях оборудованы также кабинеты начальников отрядов. Осужденный может беспрепятственно выходить из общежития в любое свободное от работы или других обязательных мероприятий время от подъема до отбоя и находиться на территории изолированного участка, а с разрешения администрации — на остальной территории колонии.

В законе регламентировано количество свиданий, которые осужденный вправе иметь в течение года. В обычных условиях— это четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, в облегченных — соответственно шесть и шесть, в строгих — два и два.

В обычных условиях отбывания наказания осужденный вправе получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года, в облегченных — соответственно двенадцать и двенадцать, в строгих три и три.

Соответственно между колонией поселения и колонией строгого режима в части содержания, проживания, нахождения разницы нет.

Режим содержания в СИЗО – это режим строгих условий содержания, тюрьма, нахождение в камере круглыми сутками, прогулка на свежем воздухе под крышей один час в день, такие условия не похожи на условия содержания в колонии строгого и общего режима.

Осужденные, приговоренные к отбытию наказания в колонии строго режима не всегда могут осуществить свое право на перережим в колонию общего режима или поселения, этот вопрос решается судом, однако практика территориальных судов, о перережиме из колонии строгого режима в колонии общего режима ничтожна.

>Советник

Статья 72. исчисление сроков наказаний и зачет наказания

ГД ФС РФ ко II чтению 08.02.2018) Проект Федерального закона N 734926-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (окончательная ред. принятая ГД ФС РФ 08.02.2018) Проект Федерального закона N 96418-7 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона » О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.02.2018) Проект Федерального закона N 96397-7 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона » О политических партиях» (ред. внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.02.2018) Проект Федерального закона N 96211-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона » Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред.

Помещение в транзитно-пересыльные пункты производится по тем же правилам, что и направление в места непосредственного отбывания вмененного судом лицу наказания. Рассмотрим другой пример. В отношении субъекта ведется следствие, он находится в СИЗО.
В этом случае расчет срока производится день за день. Другой алгоритм возможен только при назначении ограничения свободы либо применении иных мер, не связанных с тюремным заключением.

Предельный срок нахождения в СИЗО Если будет принят законопроект ст. 72, то нормотворцам придется установить периоды пребывания граждан в изоляторах. Иначе возникнет соблазн «растянуть» предварительное расследование для последующего сокращения срока непосредственного отбывания наказания.
Минимальное время нахождения в СИЗО не определено. Срок помещения лица в изолятор находится в прямой зависимости от интересов следствия.

Совет Федерации одобрил изменения в Уголовной кодекс РФ

Вносятся поправки в статью 72 УК РФ, определяющие порядок зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы.

Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Докладчиком по этому вопросу выступил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Клишас
Андрей Александрович представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края

27 июня 2018 года, 15:24

Федеральный закон вносит изменения в ст. 72 УК РФ, определяющие порядок зачета времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Предусматривается применение повышенного коэффициента кратности в зависимости от назначаемого судом вида исправительного учреждения.

В этих целях время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части — один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста из расчета один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

В отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные, в частности, статьями 205 – 2055, 277 – 279 и 360 УК РФ, время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Предусматриваются сроки исполнения статьи 72 УК РФ.