Сколько должен принимать врач

Сколько минут врач может потратить на прием больного?

Одна из самых частых жалоб недовольных пациентов: «Доктор уделил недостаточно внимания — не слушал, постоянно что-то писал, был хмур и немногословен». Однако существуют жесткие нормы времени приема пациентов. В июне 2015 года Минздрав России обнародовал свой приказ № 290н, содержащий новые нормы времени трудовой деятельности врачей:

  • врачи акушер-гинеколог и невролог получили больше всех времени — целых 22 минуты на прием больного, записавшегося «по болезни»;
  • на втором месте — врач общей практики, которому на осмотр пациента выделено меньше времени, 18 минут;
  • ЛОРу выделили на осмотр пациента 16 минут;
  • участковые врачи (и педиатры, и терапевты) получили по 15 минут времени;
  • наконец, врач-офтальмолог должен осмотреть больного за 14 минут.

Следует подчеркнуть, что данные нормы действуют, если больной пришел к врачу в первый раз. Для повторного приема эти нормы сокращаются на 20-30%. А если речь идет о профилактическом осмотре, то на 30-40%. Наконец, за это время врач должен не только осмотреть пациента, но и внести все необходимые записи. Администраторы от здравоохранения посчитали, что на это должно уходить треть всего времени (35%). Статистики подсчитали, что российский врач должен заполнить 9 документов на каждого пациента в среднем. То есть, в чистом виде на осмотр пациента и общение с ним у врача-невролога при повторном посещении остается 8,5 минут. У поликлинических терапевтом и педиатров и того меньше — около 6 минут.

Есть один нюанс. Представитель Минздрава Олег Салагай, представляя новые нормы, заявил о том, что врач должен тратить на пациентов столько времени, сколько требует здоровье больного. При этом после выхода приказа министерства регионы получили возможность корректировать нормы времени в зависимости от загруженности медучреждений, врачей, региональных особенностей и т. п. Салагая не услышали. Типовые нормы были скорректированы в меньшую сторону — в одних регионах более, в других — менее. То есть, врачам урезали время для общения с их подопечными.

Итак, когда врач одновременно спрашивает пациента о его состоянии, косится в компьютер и пытается при этом заполнять карту — это не потому, что пациент ему неинтересен. А потому что врач должен оставаться в пределах заданных временных рамок — чтобы успеть принять всех страждущих, записавшихся на прием по нормам, определенным руководством медучреждения.

Должен ли врач давать направление на бесплатное МРТ и КТ?

В принципе, должен. Другое дело, что пациенту может не понравиться долгий срок ожидания обследования. Дело в том, что на дорогостоящие методы обследования, к которым относятся магнитно-резонансная томография (МРТ) и компьютерная томография (КТ), существуют квоты. То есть, например, врач-невролог в месяц получает, условно говоря, 10 направлений на МРТ. Ранее мы указали, что за месяц доктор осматривает 600 пациентов. Это значит, только 1 из 60 человек в месяц может получить направление на МРТ. Отсюда и острое нежелание врачей направлять на столь ценную диагностику людей, желающих просто «провериться». Ведь данное обследование может понадобиться действительно больному пациенту.

Кроме того, в большинстве городов России даже при соблюдении квот на обследование выстраивается очередь, в которой пациент может стоять не один месяц. Если же речь идет о необходимости экстренной диагностики, то врач может только предложить пациенту пройти платную процедуру в каком-либо диагностическом центре.

Проблема квот в последние годы активно обсуждается в СМИ. Результатом информационной кампании Минздрава РФ стала вера граждан в то, что теперь любой человек может прийти в поликлинику и чуть ли не в тот же день бесплатно пройти дорогостоящее высокотехнологичное обследование. Однако в реальности пациенту приходится долго ждать своей очереди или отправляться на платный прием. Это тоже не улучшает отношений между врачами и пациентами.

Должен ли врач выписывать лекарство, которого нет в продаже?

Даже если препарата нет в аптеке, врач не имеет права не выдать рецепт пациенту. Согласно приказу Минздрава России N 1175н, который регулирует порядок назначения и выписывания лекарств, доктору запрещено выдавать рецепты только в следующих случаях:

  • если нет медицинских показаний к применению данного лекарства;
  • если препарат не зарегистрирован на территории России (и поэтому врач не может выписать рецепт на лекарство, которое можно купить только за рубежом);
  • если препарат используется только в медучреждениях;
  • если речь идет о веществах, входящих в определенный подраздел Перечня психотропных и наркотических веществ.

Отсутствие препарат — не вина врача. Проблема решается постановкой пациента на отсроченное обслуживание. В течение 2 рабочих дней аптека должна обеспечить рецепты, помеченные «cito!» (то есть, «срочно», лат.). В течение 5 дней — препараты, которые входят в минимальный ассортимент лекарств. В течение 10 дней — остальные льготные лекарства, не входящие в этот перечень.

Может ли врач отказаться от пациента?

Случаи отказа врачей от пациентов редки, но случаются. Особенно актуален данный вопрос сегодня, когда пациенты получили возможность выбирать себе врача. Но зачастую они забывают о том, что для этого также требуется согласие самого доктора.

Врач может официально отказаться лечить пациента по следующим причинам (ст. 58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в РФ):

  • если врач признает, что недостаточно компетентен и не обладает техническими возможностями для оказания полноценной медицинской помощи;
  • если помощь, которую врач должен оказаться пациенту, по каким-либо причинам противоречит его нравственным принципам.

Обязательное условие, которое должно соблюдаться: отказ врача от пациента не будет угрожать жизни и здоровью последнего или окружающих. Например, врач имеет право отказаться лечить конфликтного пациента или больного, который категорически не выполняет выданные ему предписания.

Но доктор не может просто так выгнать пациента из кабинета, объявив о своем отказе. Он должен:

  • обратиться за решением вопроса к своему руководству (главврачу);
  • должен найти себе замену, то есть другого врача, к которому и будет направлен пациент, или это должен сделать руководитель медицинского учреждения.

Выводы

Говоря о качестве медицинского обслуживания, следует разделять: имеется ли в виду профессионализм врача и иные его рабочие качества, или речь идет о вопросах, которые от него не зависят.

Если пациента не устраивает качество работы врача, он может обратиться к его руководству — главврачу данного медицинского учреждения.

Но если пациента не устраивает качество работы медучреждения: дефицит врачей, постоянные очереди, невозможность получить направление на жизненно необходимые обследования — бесполезно идти жаловаться на врачей. Доктора и медсестры не занимаются решением организационных вопросов. А это значит, что вина лежит на администрации медучреждения, и жаловаться надо идти в вышестоящие органы, то есть в местное Управление здравоохранения.

Не болейте и цените труд врачей!

Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов – по десятибалльной шкале – можно оценить состояние вашего здоровья.

Минздрав России: Врач должен принимать пациента столько, сколько необходимо с учетом состояния его здоровья

Комментируя документ пресс-секретарь ведомства Олег Салагай обращает особое внимание на то, что типовые отраслевые нормы, устанавливаемые проектом приказа, адресованы организаторам здравоохранения, а не работникам практического здравоохранения.

«Практикующий врач должен принимать пациента ровно столько, сколько необходимо с учетом состояния его здоровья», — говорится в сообщении ведомства.

Типовые нормы служат ориентиром для работодателя, который в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самостоятельно определяет системы нормирования труда с учетом мнения представительного органа работников или они устанавливаются коллективным договором. Более того, нормы труда могут различаться, в том числе у однотипных организаций, в зависимости от уровня техники, технологии, организации труда.

Действующие в настоящее время нормы основательно не пересматривались уже более 30 лет: последние фотохронометражные исследования деятельности врачей-специалистов проводились в нашей стране в конце 70-х годов. За это время в системе организации оказания медицинской помощи произошли существенные изменения: активно внедрялись принципы доказательной медицины, стандартизации, современные технологии.

В 2014 году, по инициативе Минздрава России, НИИ организации и информатизации здравоохранения провел фотохронометражные исследования в 17 субъектах Российской Федерации. В исследовании принимали участие участковые врачи-педиатры, терапевты, врачи общей практики (семейные врачи), неврологи, оториноларингологи, офтальмологи, акушеры-гинекологи.

Итоги исследований были положены в основу проекта приказа. Так, рекомендованное среднее время приема пациента врачом-терапевтом и врачом-педиатром составило 15 минут, врачом общей практики — до 18 минут. Среднее время на посещение врача-офтальмолога оценено в 14 минут, отоларинголога — 16 минут, невролога и гинеколога — 22 минуты.

Для сравнения: в Великобритании средняя продолжительность приема пациента врачем общей практики составляет 8 минут, в Испании — 10 минут, в Германии — 13 минут, Швейцарии и Австрии — 15 минут. Таким образом, рекомендованное время приема пациента в Российской Федерации в среднем находится в пределах времени, рекомендованного во многих других странах мира.

В сообщении Минздрава России также отмечается, что первая версия подготовленного проекта приказа содержала указание на «чистое» время общения с пациентом — 9-10 минут (без учета времени на заполнение медицинских документов), поэтому у некоторых граждан, участвовавших в обсуждении документа, сложилось впечатление об изменении типовых норм в последующем варианте проекта приказа.

«Вместе с тем, эти нормы носят научно обоснованный характер и не могут быть скорректированы лишь на основании усмотрения. Предлагая расчетные типовые нормы, Минздрав исходит из того, что «бумажная» нагрузка на врача должна быть существенно сокращена, чтобы освободить больше времени на непосредственное общение с пациентом», — говорится в сообщении ведомства.

Сегодня около 11% взрослых и 30% детей обращаются в медорганизации с целью получения каких-либо медицинских документов: справок, выписок, форм. В итоге, временные затраты на заполнение документации составляют более 30% у врача-педиатра и более 40% у врача общей практики.

Чтобы сократить время, которое врач тратит на заполнение документов, Министерством здравоохранения РФ подготовлены предложения по упразднении части из них, замене более удобными электронными формами и передаче заполнения форм, не требующих компетенции врача, среднему медицинскому персоналу.

Таким образом, если сегодня врач ответственен за заполнение девяти документов, то в ближайшем будущем в его обязанности будет входить заполнение только трех документов.

«В настоящее время проект приказа о типовых нормах проходит общественное обсуждение, и все заинтересованные представители профессионального сообщества могут принять в нем участие. Поступившие мнения будут внимательно рассмотрены и учтены в дальнейшей работе над проектом, — говорится в сообщении Минздрава России.