Проверка билетов в электричке

Полезные законы для пассажиров, желающих отстаивать свои права при конфликтах с кассирами-контролёрами в электричках, и другие жизненные советы.

123456

Сразу уточню, никаких стратегических и иных советов о том, как более грамотно бегать от «контролёров» — в данном документе Вы не увидите. Бегство – это самое последнее дело. Тех, кто при виде угрозы соскакивает с места и начинает убегать – в корне не уважаю. Вы такие же отбросы, как и ЦПП. Бегство лишь даёт заряд самоудовлетворения наглым охранникам и кассирам-контролёрам. Они думают, что они короли, раз их все боятся. Адекватный активный пассажир (независимо от факта оплаты проезда) – должен искать возможность попасть на попытку проверки билетов, а не избегать её. Единственно правильный вариант – это юридическими методами защищать себя и ставить упырей на место, чтобы знали, как в следующий раз чего-то требовать от пассажиров. А ещё правильней – искать возможность спасти от них другого пассажира, кому повезло меньше, чем Вам, кто не видел данного документа и не знает о ничтожно маленьких полномочиях тех, кого ошибочно считает контролёрами.

Полезная лазейка №1. Те самые несогласованные с законами правила проезда в пригородных электропоездах, которые висят в вагонах и доступны на их сайте (http://www.central-ppk.ru/passengers/rules/). В самом любимом их пункте уже есть то, что можно использовать против них: «2.12. При посадке в поезд пригородного сообщения пассажир в случае проведения контроля предъявляет проездной документ». Так вот, мало кто знает, но значение слова «предъявить» толкуется как «ПОКАЗАТЬ в подтверждение». Это значит, что даже если Вы решили немного уступить кассиру-контролёру, и хотите показать наличие билета – то Вы не обязаны давать таковой билет в его руки, и не обязаны сами прикладывать к его переносному устройству для проверки билетов! Пассажир обязан предъявить (т.е. показать) билет. Где сказано, что должен дать в руки? Где сказано, что обязан прикладывать? Да нигде! Право с их стороны проверить (на добровольной основе, разумеется) не означает обязанность пассажира в этом содействовать. Сомнения толкуются в Вашу пользу. И это касается всех видов билетов, даже бесконтактных транспортных карт, которые на глаз невозможно проверить, если ли на них поездка, или нет. Проще говоря – показываете карту только из своих рук, и потом твёрдо настаиваете, что давать им ничего не будете, ибо не обязаны. Прикладывать сами к сомнительным приборам – так же не хотите и не обязаны, ибо боитесь за карту, мало ли, прибор перепрограммирован, и все поездки сгорят и карта вообще взорвётся. Для более грамотного отпора стоит еще спросить сертификат на этот прибор, которого при них не будет.

Полезная лазейка №2. Пожалуй, самая грамотная дыра, после прямого осознания того факта, что билеты Вы никому не обязаны предъявлять вообще в электричках. Существуют Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, утверждённые приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 №473. И в них есть очень приятный пункт №59, в котором говорится, что: «безбилетное физическое лицо, совершившее посадку в поезд пригородного сообщения в пункте отправления, где отсутствуют или не работают железнодорожные кассы и(или) платёжные терминалы, обязано оплатить стоимость проезда в вагоне или после окончания поездки в пункте назначения…». Очень качественно можно использовать, если Вы не хотите покупать билет именно у кассиров-контролёров, и хотите более грамотно их слить. В дополнение можете использовать письмо из Министерства транспорта (тыкать в него кассиров-контролёров), что подтвердило данный нюанс правил:

Данное письмо из 2 страниц (двумя страницами выше, что Вы только что прочитали) стоит распечатать отдельно ещё один экземпляр, и носить всякий раз с собой, когда пользуетесь электричками. И как только кассиры-контролёры подошли к Вам в очередной раз с неадекватным требованием показать билет, а Вы уже устали говорить, что не обязаны показывать им билет вообще (а отсутствие закона вбить в их головы сложнее, чем тыкнуть в написанный конкретный пункт правил). Можно им говорить, что едете от станции, где кассы нет, или она была закрыта. А это, в свою очередь – даёт Вам право выбора, оплачивать проезд в вагоне, или на станции приезда. Ведь сказано «ИЛИ после окончания поездки», а не в случае отсутствия кассиров-контролёров. Пусть считают это особой формой мазохизма, что Вы любите стоять в очередях в кассы. Если позади Вашего маршрута есть станция, где кассы нет на самом деле – лучше называть её. Если же нет – то или просто пользуйтесь отсутствием обязанности называть станцию отправления, или называйте самую маленькую станцию, которую помните, и заливайте, что касса была закрыта на технический перерыв, на момент Вашей посадки. Лучше не называть станцию, в принципе. Примерно так:

— Они: «Предъявляем билет за проезд».

— Вы: «Добрый день. Я еду от станции, где касса была закрыта на технический перерыв, на момент моей посадки. Я оплачу проезд при выходе».

— Они: «В смысле? Показываем билет, я сказал(а). Если нет, оплачивайте проезд».

— Вы: «Вы не слышите меня? Я же сказал, там, где я садился, касса была закрыта. А это даёт мне право выбора. Я буду платить при выходе. У Вас покупать билет не хочу».

— Они: скорее всего, тут пойдёт просто хамство или угрозы с их стороны. Может, ответная съемка на видео с их стороны (Вы же всё это должны снимать изначально тоже).

— Вы: «Вы вообще правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом читали? (достаёте письмо в этот момент) Чётко же сказано, что если пассажир сел там, где кассы нет или она не работала, то оплата проезда производится в поезде ИЛИ после окончания поездки. Именно ИЛИ, а не при отсутствии кассиров-контролёров. Я Выбираю оплату при выходе, это моё дело. Идите отсюда, не раздражайте меня, иначе буду жалобу на Вас писать».

И всё в этом духе. Уверенно и жестко настаивать на своём варианте выбора. Желательно так, чтобы остальной вагон тоже слышал эту информацию. Также не забывайте, что этот же самый пункт можно использовать, если купить у них билет всё же хотите, но не хотите оплачивать несправедливую тупую наценку в 100р, типа плату за оформление билета. Данную плату считаю самым верхом наглости со стороны ЦППК, а уже потом сами тарифы проезда, расписания электричек и т.д. Да это они должны предлагать 100р просто так в дар только за то, что готов у них купить билет честно, а не пользуешься отсутствием обязанности предъявлять им билет вообще и не посылаешь их на месте.

Учтите, данное письмо и пункт правил не являются полноценным способом проезда зайцем, и не гарантируют спокойный полный проезд из пункта А в пункт Б со свободным выходом потом со станции. Про турникеты потом будет отдельный раздел. Это лишь способ как грамотно отшить надоедливых кассиров-контролёров, что пристают с необоснованным требованием показать им билет, с параллельным видом с их стороны, будто считают Вас обязанным подчиняться им в этом. Вполне вероятно (и крайне желательно), чтобы билет у Вас вообще был на самом деле при этом. Лучше полностью правда чтобы была за Вас. И вот будучи с билетом, совсем с чистой совестью можно давать кассирам-контролёрам уроки о том, как они должны работать. Принципиальность и грамотность – это не хамство и не провокация! Кто бежит по вагонам – тех надо останавливать и предлагать вместе защищаться с помощью этого и других подобных знаний, а не бежать с ними трусливо!

Разные полезные нюансы. В целом, крайне важно изначально ставить себя на позицию сверху, и настроится не уступать кассирам-контролёрам вообще. А знания некоторых законов и лазеек – лишь повышают Вашу психологическую готовность к конфликтам. Знать, что грамотно отвечать – дело в целом крайне важное.

— Едва заходят кассиры-контролёры — никогда не готовим билет сразу, даже если хотите его показать зачем-то. Сначала, сначала включаем камеру для фиксации всего диалога. Мало ли, они позволят себе лишнего, чтобы иметь доказательства их нарушений. От и до всё необходимо снимать на видео. И для своей безопасности, и для подачи примеров другим. Мало знать и уметь защищать свои права. Если защищаться будут лишь единицы, это не решит проблему произвола должностных лиц в электричках. Крайне важно показывать пример другим в интернете. По этой же причине – необходимо как можно более конструктивно и понятно проговаривать всё, что применяете, чтобы зритель понимал, что на основании чего.

— Как только они подошли к Вам, то первым Вашим действием должно быть требование их документов. Именно документов, а не ФИО из бэйджика. Причём адекватно предъявленные, и внимательно проговаривайте ФИО на камеру, смотрите срок действия документов. Пока его ФИО Вам неизвестно – вообще больше ни о чём с ними не говорим.

— Никогда не давайте билеты им в руки. Как разовые, так и транспортные карты. При необходимости – ссылаемся на их же правила проезда (что пассажир должен предъявлять билет = ПОКАЗАТЬ). Давать в руки и прикладывать ничего сами не обязаны вообще!

— Некоторые особо наглые особо думают, что м можно вообще всё. В том числе применять силу. Пытаются удерживать в тамбурах, перемещать в удобный им вагон. Тут им стоит отвечать, что никак силу применять не могут вообще в принципе. А по факту, если они не выпускают Вас – это 127 УК РФ – Незаконное лишение свободы. Так же не забываем (для больше уверенности в себе и т.д.) требовать от них составить протокол задержания. Мол, если уж так хотят удержать Вас на месте, пусть оформляют все необходимые для этого документы, установленные законом.

— Следует помнить – давать им паспорт Вы не обязаны, и сообщать любые свои личные данные – тоже. Вы им в принципе вообще ничего не обязаны. На них вообще стоит смотреть как непонятное недоразумение, как на побочный эффект огромной системы Российских железных дорог.

— Самое главное – это помогать друг другу. Например, как только побежали зайцы по вагонам – так сразу останавливайте их и предлагайте вместе защищать свои права на месте. Предлагайте им юридическую защиту и предложение слить контролёров, в обмен на количественную поддержку. Особо заинтересовавшимся — дайте почитать данный документ или пригласите в группу против беспредела контролёров (https://vk.com/bespredelanet). Пусть все обучаются сливать контролёров, и наше число должно расти с огромной скоростью. Только так можно покончить с их беспределом – сделав количество активных пассажиров грамотными настолько большим, чтоб упыри ничего не могли просто сделать.

— Не будет лишним иметь при себе треугольный ключ, а также средства самообороны (типа перцовки). Рано или поздно – пригодится.

Так кто же они, кассиры-контролёры ОАО «ЦППК»

Повторный запрос в ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» о законности проверки билетов у пассажиров электричек сотрудниками ОАО «ЦППК».
Продолжается переписка с руководством ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК». Напомним, что началась она после публикации статьи «ОАО «ЦППК» проверяет билеты незаконно», в которой Московская межрегиональная транспортная прокуратура дает заключение о том, что осуществлять проверку проездных документов у пассажиров электричек сотрудники ОАО «ЦППК» не имеют законного права.
Вскоре после этого был отправлен запрос в ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» с просьбой разобраться в ситуации и пояснить, на каком основании вышеназванные сотрудники до сих пор осуществляют проверку билетов. Ответ не заставил себя долго ждать — оказывается сотрудники ОАО «Центральная ППК» действуют в соответствии с должностной инструкцией…
Мы решили отправить «встречный иск» руководству ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК». Текст официального письма приводим ниже… Вице-президенту по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД»
М.П. Акулову
КОПИЯ
Заместителю генерального директора ОАО «ЦППК»
Р.В. Лисневскому
17.05.2011 г.
Уважаемый Михаил Павлович,
На обращение в «Единый Информационно-Сервисный Центр ОАО «РЖД» № 1-128756139 от 18 апреля 2011 г. по вопросу правомочности проверки проездных документов сотрудниками ОАО «Центральная ППК» (см. Приложение 1), был получен ответ за подписью Заместителя генерального директора ОАО «Центральная ППК» Р.В. Лисневского №795 от 05.05.2011 г. (см. Приложение 2). В данном документе г-н Лисневский заявляет (далее цитата):
«Осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов является трудовой функцией работника перевозчика. Согласно действующей в ОАО «Центральная ППК» должностной инструкцией в обязанности кассира-контролера входит осуществление проверки проездных документов у пассажиров пригородных поездов. Таким образом, Правилами оказания услуг предусмотрено право перевозчика осуществлять проверку наличия у пассажиров, а трудовым законодательством предусмотрено право перевозчика в качестве работодателя возлагать обязанности по проверке проездных документов на определенных работников» (конец цитаты).
В свою очередь Московская межрегиональная транспортная прокуратура в резолюции № 7/1-453-10 от 18.10.2010 г. (см. Приложение 3), заявляет следующее (далее цитата):
«В соответствии с пунктом 200 приказа МПС РФ №30 контроль, организуемый в соответствии с пунктом 198 данного приказа, осуществляется контролирующими лицами (контролерами-ревизорами поездов, ревизорами-инструкторами по контролю пассажирских поездов и вокзалов, работниками групп технологического контроля и технологическими ревизорами, начальниками (механиками-бригадирами) пассажирских поездов и другими контролирующими лицами, на которые нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен такой контроль). Таким образом, проверка наличия у пассажиров проездных билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пути следования поезда, перед посадкой и после поездки при проходе через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановочных пунктах только контролирующими лицами, исчерпывающий перечень которых приведен выше. Учитывая, что работники ОАО «ЦППК» (кассиры-контролеры, билетные кассиры и др.) не являются контролирующими лицами, их действия по проверке наличия у пассажиров билетов на поезда пригородного сообщения противоречат действующему законодательству» (конец цитаты).
Таким образом, из письма г-на Лисневского следует, что должностная инструкция ОАО «ЦППК» имеет приоритет над Федеральными нормативными актами, что по правовым нормам Российской Федерации невозможно.
В свою очередь, прошу дать ответ на следующие вопросы:

  1. Почему сотрудники ОАО «ЦППК» (кассиры-контролёры) до сих пор осуществляют проверку проездных документов у пассажиров, не имея на то законных оснований (согласно резолюции Московской межрегиональной транспортной прокуратуры № 7/1-453-10 от 18.10.2010 — см. Приложение 3);
  2. На каком основании ОАО «ЦППК» внутренними регламентирующими документами (должностными инструкциями), идущими в разрез с Федеральными регламентирующими документами и нормативными актами, наделяет кассиров-контролёров правом проверять проездные документы у пассажиров;
  3. Почему контроль документов в поездах во время следования осуществляют не сотрудники, законно наделённые данными полномочиями согласно пункту 200 приказа МПС РФ №30, а кассиры-контролёры (с указанием соответствующей должности на именной нагрудной бляхе);
  4. Планирует ли ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» привести работу по контролю проезда пассажиров в соответствие с Федеральной законодательной базой и какими мероприятиями это будет достигнуто.

Приложения:

  • Обращение, отправленное в «Единый Информационно-Сервисный Центр ОАО «РЖД» № 1-128756139 от 18 апреля 2011 г.;
  • Ответ на Обращение от ОАО «ЦППК» №795 от 05.05.2011 г. – на 2 л. в 1 экз.;
  • Резолюция Московской межрегиональной транспортной прокуратуры № 7/1-453-10 от 18.10.2010 г. – на 2 л. в 1 экз.

Согласно всё тем же внутренним должностным инструкциям ОАО «РЖД» — ответить на входящее и зарегистрированное письмо соответствующие сотрудники должны в течении тридцати дней с момента регистрации.
Ответы обещают быть интересными! Следите за новостями.
Читайте всю историю переписки с ОАО «РЖД», ОАО «ЦППК», Транспортной прокуратурой