Аттестационная комиссия в армии

О взаимоотношениях военнослужащего и аттестационной комиссии

О взаимоотношениях военнослужащего и аттестационной комиссии

майор юстиции , помощник начальника военно-дирижерского факультета Консерватории им. , преподаватель военного права

Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе. Нормативно-правовую базу составляют прежде всего Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, приказы Министра обороны 1985 г. № 000, 1994 г. № 000, № 000 в части, не противоречащей действующему законодательству.

Аттестовать согласно толковому словарю Ожегова означает “дать отзыв, характеристику, рекомендацию кому-нибудь; присвоить звание кому-нибудь; оценить чьи-нибудь знания, поставив какую-то отметку.

Так, в соответствии с п. 19 ст. 5, п. 2 ст. 26 Положения, п. 4 Инструкции о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, введенной в действие приказом Министра обороны РФ 1999 г. № 20 основными задачами аттестации военнослужащих являются:

— определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

— подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

— создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

— определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

— решение о несоответствии гражданина требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

— представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

— оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы;

— решение вопроса о выдаче рекомендации на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;

— решение о несоответствии гражданина требованиям, установленным для поступающих на военную службу.

Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация. В данном случае речь идет о гл. IV Инструкции, введенной в действие приказом Министра обороны 1985 г. № 000.

При проведении аттестованная главным действующим лицом является аттестационная комиссия. Так, в соответствии с п. 2 ст. 27 Положения аттестационные комиссии создаются в составе:

председателя — первого заместителя (заместителя) командира или начальника штаба воинской части;

членов — заместителя (заместителей) командира воинской части, командиров подразделений воинской части, представителей кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

секретаря — одного из офицеров воинской части. К работе в комиссиях в качестве членов, кроме того, привлекаются командующие (начальники) родами войск (служб) и специалисты при рассмотрении аттестаций на офицеров, генералов и адмиралов соответствующего рода войск.

Состав аттестационной комиссии (по занимаемым должностям) объявляется приказом командира воинской части.

Аттестационные комиссии создаются в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше.

Результатом работы аттестационной комиссии являются письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам. В Министерстве обороны Российской Федерации создается центральная аттестационная комиссия.

Аттестационные комиссии являются специфическим коллегиальным органом в системе органов военного управления и носят демократический характер. Можно сделать вывод, что аттестационные комиссии являются посредником между командиром и подчиненными в вопросе прохождения военной службы. На практике аттестационные комиссии в основном выносят решения по вопросам заключения контракта о прохождении военной службы на предмет соответствия того или иного кандидата, а также увольнения с военной службы до-срочно по собственному желанию военнослужащих.

На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

— результаты аттестации военнослужащего;

— кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

— кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

— кандидаты для направления на учебу;

— представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

— представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

— представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

— иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

— иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, по решению командира воинской части.

Аттестационные комиссии в необходимых случаях могут приглашать на свои заседания для дачи справок и объяснений как самих аттестуемых, так и командиров (начальников), составивших аттестации, и других должностных лиц.

В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (солдат (матросов), сержантов, старшин), прапорщиков (мичманов), аттестация проводится не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры. Офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуются при увольнении в запас или при заключении контракта. В действующих нормативных правовых актах отсутствуют строгие рамки организации порядка проведения аттестации, так как в случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

Связующим звеном между аттестуемым военнослужащим и аттестационной комиссией является командир (начальник), который наделен определенными полномочиями. Прежде всего это право принятия окончательного решения по заключению аттестационной комиссии путем его утверждения или отклонения.

Первичной обязанностью командира следует считать составление аттестационного листа на аттестуемого военнослужащего, находящегося в непосредственном подчинении, при этом в соответствии с пп. 7, 8 ст. 26 Положения, ст. 81 УВС ВС РФ командир обязан:

— всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

— определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

— представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения;

— умело работать с кадрами;

— осуществлять подбор, расстановку и аттестование офицеров, прапорщиков и мичманов.

Кроме того, при изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

— проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

— провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

— дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей;

— ознакомить с содержанием аттестации военнослужащего;

— требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь;

— обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

Аттестационный лист не составляется в следующих случаях:

1) при назначении военнослужащего на высшую должность;

2) при направлении на учебу;

3) припредставлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации;

4) при присвоении воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Командиры (начальники), утверждающие аттестации, собственноручно записывают аттестационный вывод и подписывают его. Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол, который подписывается в конце заседания председателем, членами и секретарем комиссии. Аттестация рассматривается в одной аттестационной комиссии. Вторичное рассмотрение аттестации комиссией может быть произведено по решению командира (начальника), утверждающего аттестацию. При объявлении аттестации непосредственный начальник проводит индивидуальную беседу, аттестованный расписывается в подлинном экземпляре аттестации и указывает дату ознакомления с ней. Хранение и пересылка аттестационных материалов производятся по правилам секретного делопроизводства.

Во всех случаях командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций. И в случае несогласия с порядком проведения и выводами аттестационной комиссии военнослужащий может обратиться с жалобой к вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

Аттестация военнослужащих и способы (формы) ее проведения

Аннотация: статья посвящена анализу форм аттестации в различных аспектах, а также способам ее проведения. Особое место уделено аттестации военнослужащих и законодательству, регулирующему её проведение.

Автор убежден, что предпринимаемые усилия по повышению обороноспособности государства бесполезны, если не удастся создать высокий уровень профессиональных навыков у каждого отдельного военнослужащего.

Ключевые слова: аттестация; аттестационная комиссия; военная служба.

Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. На современном этапе развития России в Вооруженных Силах происходят качественные и количественные изменения, направленные на повышение их боевой готовности и эффективности применения.

Особенно актуальной эта тема представляется в связи со сложной внешнеполитической обстановкой, угрозами, исходящими извне. Достижение целей военного строительства зависит от выполнения ряда задач, среди которых выделяются: качественное улучшение организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, гарантирующей военную безопасность страны; приведение штатной численности военнослужащих на уровень, адекватный существующим и потенциальным боевым задачам с учетом экономических возможностей государства1 .

Становится все более очевидным, что повышение результативности профессиональной служебной деятельности военнослужащих в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики нашей страны. Это обусловливает необходимость периодической оценки знаний, умений и навыков военнослужащих, установления их служебного соответствия занимаемым воинским должностям. Этим целям служит институт аттестации военнослужащих2 . На современном этапе развития Вооруженных Сил в юридической литературе проблемам аттестации военнослужащих уделяется незаслуженно мало внимания.

Вместе с тем аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности военнослужащих Вооруженных Сил, совершенствовании системы государственной службы в целом и военной службы как неотъемлемой ее составляющей. Вследствие необоснованно малого внимания, уделяемого аттестации, представляется необходимым рассмотреть понятие аттестации, правовые основы её осуществления, нормативные документы, регламентирующие ее проведение в Вооруженных Силах. В настоящей статье мы рассматриваем аттестацию не в широком смысле этого слова, а в более узком, применимом лишь к военнослужащим Вооруженных Сил.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит конкретного определения аттестации в целом и аттестации военнослужащих в частности. Относительное разнообразие определений аттестации встречается лишь в специальной юридической литературе, посвященной рассматриваемой проблематике. Так, Большой юридический словарь характеризует аттестацию (от лат. аttestation — свидетельство) как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику1 .

В современном экономическом словаре приводится следующее определение аттестации: 1) установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности, месту, на которое он претендует; установление категории оплаты работника в соответствии с его квалификацией; 2) заключение, отзыв о деловых качествах и знаниях работников2 . Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности»3 . Толковый словарь терминов и понятий дает определение аттестации как процесс оценивания соответствия коголибо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки 4 . Справочник по государственному и муниципальному управлению трактует аттестацию как определение, проверку, оценку профессиональных, деловых и личностных качеств государственного служащего, установление его служебнодолжностного соответствия предъявляемым требованиям к государственной службе5 . Из анализа приведенных определений аттестации можно сделать вывод о том, что аттестация есть не что иное, как проведение проверки квалификации работника путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, способностей, т.е. его соответствия занимаемой должности.

Что касается определения аттестации военнослужащих, то нормами Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать: — в ст. 34 указано, что определение соответствия военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей; основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта является, в частности, решение аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным законодательством; — в ст. 43 указано: «Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность»; — в ст. 51.1 указано, что взыскания, предусмотренные подпунктами «д.1» и «д.2» п. 1 и подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в аттестационную комиссию, — и на основании рекомендации указанной комиссии1 .

По мнению П. В. Ильменейкина, указанные нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» помогают понять, что аттестация — это оценка служебной деятельности и личных качеств военнослужащих, а аттестационная комиссия — это коллегиальный орган, принимающий важные решения-рекомендации, в той или иной мере ограничивающие права граждан (о приеме на военную службу по контракту, о назначении военнослужащего на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, о виновности военнослужащего в совершении дисциплинарных проступков по результатам расследования и др.), на основании которых командир воинской части принимает итоговое решение по всем этим вопросам, затрагивающее права и свободы граждан2 . Анализируя все вышесказанное, может быть предложено следующее определение: аттестация — это комплекс мероприятий, направленных на тестирование и оценку навыков и знаний аттестуемого с целью дальнейшего вынесения заключения о его пригодности либо непригодности к прохождению военной службы.

Иными словами, аттестация проводится с целью всесторонней и объективной оценки военнослужащего, определения его соответствия определенной должности. Основными нормами для практического правоприменения, которые в настоящее время регулируют как проведение самой аттестации военнослужащих, так и деятельность и полномочия аттестационных комиссий в воинских частях, являются нормы раздела VI («Порядок аттестации военнослужащих, аттестационные комиссии») Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе. Из данного определения видно, что аттестации подлежат две категории граждан: 1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; 2) граждане, пребывающие в запасе. Таким образом, из всех составов военнослужащих аттестации не подлежат только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. В целях совершенствования методики оценки кадрового состава Вооруженных Сил приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 утвержден Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации»3 .

Контроль за его исполнением возложен на статссекретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации. Согласно данному Порядку аттестация проводится в следующих случаях: 1) очередная, общая — не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы; 2) внеочередная — в случае необходимости по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, всех военнослужащих или отдельных их категорий; 3) итоговая: — не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы; — по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; 4) конкурсная, персональная: — для подбора военнослужащих в целях назначения их на воинские должности; — для отбора кандидатов, направляемых на учебу; 5) поощрительная, персональная — для подготовки представления к награждению государственными наградами Российской Федерации, присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых аттестуемыми воинских должностей; 6) увольнительная, персональная: — для оценки причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, несоблюдением запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы или его собственным желанием; — для выдачи увольняемым военнослужащим рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные организации профессионального образования (п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. № 444 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а офицеры не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных образовательных организаций, адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов. Из вышесказанного видно, что, в настоящее время существует два способа аттестации: 1) по очереди, общая (всего личного состава), т.е. аттестация, проводимая через определенные промежутки времени по решению Министра обороны Российской Федерации; 2) вне очереди, т.е. проводимая по решению Министра обороны Российской Федерации аттестация всего личного состава или его части, а также в связи с наступлением определенных юридических фактов. Итак, очередная аттестация проводится не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы.

Однако оценка деятельности военнослужащих должна производиться их непосредственными начальниками постоянно. В межаттестационный период по месту военной службы в воинских частях должен вестись индивидуальный учет профессиональной подготовки военнослужащих, показатели которой учитываются при очередном аттестовании. Ежегодно по результатам работы военнослужащего с ним непосредственным начальником проводится собеседование. При необходимости, если прошло более одного года военной службы после последней аттестации, на военнослужащего составляется служебная характеристика. Очередная аттестация военнослужащих проводится в следующем порядке:

1) издание приказа Министра обороны Российской Федерации на проведение плановой аттестации, ее сроках, особенностях и т.д.; 2) составление кадровыми органами календарного плана на подготовку и проведение аттестаций воинских частей на следующий год, определение составов аттестационных комиссий и объявление их в приказах; разработка схем аттестации и рассылка их в подчиненные воинские части для руководства; 3) изучение порядка аттестации и аттестационных материалов аттестующими командирами (начальниками), членами комиссий; 4) проведение командирами (начальниками) бесед с аттестуемыми; 5) составление аттестационных листов на аттестуемых их непосредственными командирами (начальниками) с формулировкой выводов, необходимых советов и рекомендаций аттестуемым по устранению недостатков; размножение аттестационных листов по количеству ведущихся на аттестуемого экземпляров личных дел; 6) представление аттестационных листов в аттестационные комиссии; 7) изучение и рассмотрение аттестационных листов аттестационной комиссией путем дачи по ним заключений с оформлением протокола заседания аттестационной комиссии. Заключение переносится из протокола во все экземпляры аттестационных листов и заверяется секретарем комиссии.

При рассмотрении аттестационных листов на военнослужащих соответствующих родов войск (служб) к работе в комиссиях в качестве членов привлекаются командиры (начальники) этих родов войск (служб) и специалисты (начальники по специальности). Аттестации с выводами о невыполнении сторонами условий контракта о прохождении военной службы или о нецелесообразности, целесообразности увольнения военнослужащего с военной службы по его собственному желанию, а также о наличии у аттестуемого существенных недостатков должны рассматриваться аттестационными комиссиями в присутствии аттестуемого; утверждение аттестационных листов с формулировкой аттестационных выводов ближайшими прямыми начальниками лица, составившего аттестацию, согласно схеме аттестации, заверка аттестационных листов гербовой печатью; 9) рассылка утвержденных аттестационных листов по правилам секретного делопроизводства в кадровые органы, ведущие личные дела аттестуемого; 10) объявление аттестационных листов аттестуемым их непосредственными командирами (начальниками) под роспись; 11) обжалование при необходимости аттестуемыми аттестационных выводов и порядка проведения аттестаций вышестоящему командиру (начальнику) или в суд; 12) при наличии положительного решения по жалобе аттестуемого, внесение в аттестационный лист изменений или составление нового аттестационного листа; 13) подведение итогов проведенной аттестации. По его результатам составление и отправка по команде итогового доклада.

Аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены (п. 3 Порядка организации и проведения плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. № 696)1 . Таким образом существуют всего 5 видов аттестации к каждому из которых военнослужащие привлекаются в случае наступления тех или иных обстоятельств.

Существует и упрощенный способ аттестования военнослужащих. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Аттестационный лист в данном случае не составляется, вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Таким образом, можно сделать некоторые выводы, заключающиеся в том, что в настоящее время военное законодательство, регулирующее порядок проведения аттестации военнослужащих, детально регулирует порядок проведения аттестации, устанавливает основания ее проведения, определяет права и обязанности должностных лиц аттестационной комиссии, а также права аттестуемых военнослужащих. Однако если военнослужащий не соответствует занимаемой должности, назначить его на низшую должность можно только с его согласия, а уволить с военной службы в связи с этим — только в связи с невыполнением им условий контракта либо несоблюдением запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы. Однако несоответствие должности и невыполнение условий контракта — это разные понятия. Поэтому кажется, на первый взгляд, бессмысленным определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям.

Однако, установив при аттестации несоответствие военнослужащего занимаемой должности, можно: 1) потребовать от этого военнослужащего устранения недостатков и проконтролировать процесс их устранения; 2) в случае необходимости направить военнослужащего на учебу в целях повышения его квалификации; 3) в случаях явного несоответствия военнослужащего занимаемой должности назначить его на равную воинскую должность, но с меньшим объемом ответственности, престижности; 4) использовать факт установления несоответствия военнослужащего занимаемой должности как одно из доказательств невыполнения им своих общих воинских обязанностей (не совершенствует воинское мастерство), а, следовательно, и невыполнения им условий контракта.

В то же время, несмотря на то, что по результатам аттестации к не прошедшему аттестацию вроде бы нельзя принять никаких реальных мер воздействия, ее необходимо проводить во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, для воспитательного воздействия на этого военнослужащего, принятия решения об изменении его служебно-должностного положения, сбора доказательств для последующего возможного увольнения такого военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Библиография

1. Багдасарян, И. А. Институт плановой замены военнослужащих и некоторые вопросы его коррупциогенности (научно-практический комментарий к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2014 г. № 696) / И. А. Багдасарян, В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2014. — № 12. 2. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских.— М. : ИНФРА-М, 2008.

3. Горновский, А. А. Аттестационные комиссии как субъекты антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах / А. А. Горновский, В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2014. — № 9. 4. Горновский, А. А. Порядок проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту / А. А. Горновский, С. С. Терещук // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2012. — № 11.

5. Государственное и муниципальное управление : справочник . — 3-е изд. — М. : Магистр, 2013. 6. Ермолаев, В. Ю. Толковый словарь понятий и терминов / В. Ю. Ермолаев. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. 7. Ильменейкин, П. В. Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях / П. В.

Ильменейкин // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2012. — № 10. 8. Крутских, В. Е. Энциклопедический юридический словарь / В. Е. Крутских, В. Н. Додонов. — М. : ИНФРА-М, 2010 9. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — М. : ИНФРА-М, 2012.

Горновский А. А., подполковник, начальник курса ФГКОУ ВО «Военный университет»

Аттестационный лист военнослужащего

Приложение N 1 к Порядку (п. 3)

Аттестационный лист На ____________________________________________________________________ (воинское звание, фамилия, имя, отчество, воинская должность, ___________________________________________________________________________ воинская часть, личный номер) ___________________________________________________________________________ Год рождения __________________ Гражданство ___________________________ С какого года в Вооруженных Силах _____________________________________ Стаж в воинской должности _____________________________________________ Дата присвоения воинского звания ______________________________________ Дата заключения и срок контракта ______________________________________ Образование: а) гражданское ________________________________________________________ б) военное (военно-специальное) _______________________________________ Причина проведения аттестации _________________________________________ Вывод по последней аттестации за 20__ г. ______________________________ ___________________________________________________________________________ I. Отзыв___________________________________________________________________________ (воинская должность (должность), воинское звание, инициал имени, фамилия ___________________________________________________________________________ и подпись составившего отзыв)»__» _____________ 20__ г. II. Выводы прямых командиров (начальников), заключение аттестационной комиссии___________________________________________________________________________ (воинская должность (должность), воинское звание, инициал имени, фамилия ___________________________________________________________________________ и подпись)»__» ___________ 20__ г. III. Решение утверждающего командира (начальника)___________________________________________________________________________ (воинская должность (должность), воинское звание, инициал имени, фамилия ___________________________________________________________________________ и подпись)М.П.»__» ___________ 20__ г.___________________________________________________________________________ (воинская должность, воинское звание, инициал имени, фамилия и подпись ___________________________________________________________________________ начальника штаба воинской части или начальника кадрового органа, ___________________________________________________________________________ заверившего с подлинного другие экземпляры аттестационного листа) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________М.П.___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ С аттестационным листом ознакомлен ____________________________________ (подпись аттестованного)»__» ___________ 20__ г.